Logo

Юридическое заключение по вопросу о правомерности требований территориальных органов Росприроднадзора о представлении документовпри расчете и уплате квартальных авансовых платежей

Основные выводы заключения:

1.Приказы Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204 и от 8 июня 2006 г. № 557 противоречат ФЗ «Об охране окружающей среды» и с 1 января 2016 г. не применяются;

2.С 1 января 2016 г. отчетным периодом для уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду являлся календарный год;

3.Единственным документом, который обязаны представлять хозяйствующие субъекты применительно к плате за негативное воздействие на окружающую среду, является декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду;

4.Предоставление каких-либо документов (расчетов платы за НВОС, подтверждающих фактически оказанное воздействие и т.п.) в какие-либо государственные органы при расчете и уплате квартальных авансовых платежей действующим законодательством не предусмотрено;

5.Требования территориальных органов Росприроднадзора о представлении документов (расчетов платы за НВОС, подтверждающих фактически оказанное воздействие и т.п.) при расчете и уплате квартальных авансовых платежей не соответствует действующему законодательству.

_________________________________________________________________________________

 

В соответствии со ст. 16.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды») плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

В соответствии со ст. 16.4 указанного Федерального закона отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.

На основании п. 3 ст. ст. 16.4 ФЗ «Об охране окружающей среды» лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.

При этом плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 данного Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

На основании п. 5 ст. 16.4 ФЗ «Об охране окружающей среды» не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с п. 3 Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду (утв. Приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204) расчет представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.

При этом в соответствии с п. 1 Приказа Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

На основании изложенного, до 1 января 2016 г. отчетным периодом для уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду являлся календарный квартал; до 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом плательщики платы должны были представлять расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Необходимо отметить, что Приказы Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204 и от 8 июня 2006 г. № 557 с 1 января 2016 г. стали противоречить ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии со ст. 76 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

На основании изложенного Приказы Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204 и от 8 июня 2006 г. № 557 с 1 января 2016 г. не применяются.

Таким образом, с 1 января 2016 г. отчетным периодом для уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду являлся календарный год.

При этом единственным документом, который обязаны представлять хозяйствующие субъекты до 10 марта года следующего за отчетным, является декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Необходимо отметить, что предоставление каких-либо документов (расчетов платы за НВОС, подтверждающих фактически оказанное воздействие и т.п.) в какие-либо государственные органы при расчете и уплате квартальных авансовых платежей действующим законодательством не предусмотрено.

Требования территориальных органов Росприроднадзора о представлении данных документов не соответствует действующему законодательству.